Scroll to top
Back

Международный психоаналитический журнал № 1

Scroll

Предисловие

Текст Жака Лакана, переведенный для этого номера, позволит понять цели выборов, совершаемых в сегодняшней культуре психоанализом лакановской ориен­тации.

Сегодняшний контекст во многом отличается от того, что было актуальным в конце 1965 года, ведь Лакан уже совершил шаг в сторону от Фрейда, стремившегося к признанию психоанализа научной дисциплиной. Фрейд придавал осо­бый статус психоанализу, не имеющему ничего общего ни с магией, ни с религией, но принадлежащего к материальному началу, одному из четырех, различаемых Аристотелем.

И Лакан прояснит эту «материальность» фрейдова дела в диалоге, который он будет вести с самим собой по мере продвижения в психоаналитическом праксисе (артикуляции теории и практики). Объектом психоанализа является реальное каждого и подступиться к этому реальному с помощью научной категоричной каузальности оказывается невозможным. Универсальность науки достигается именно такой ценой.

Сегодня продолжает свирепствовать сциентизм. Он пренебрегает знанием, имевшимся у Фрейда, о том как наука превращается в научность. Сегодняшний сциентизм тешит себя иллюзией, что достаточно пересчитать и управиться с расчетами, причем, чем больше их будет, тем лучше. Его адепты указывают тем самым на своего господина, движимые желанием снискать звание говорящих научно. Как если бы предполагалось, что научным подобает быть лишь этому далекому от полного знанию, обозначаемому «фундаментальным», чтобы отли­чить его самого от применения сделанных им открытий, столь же ценных, сколь и сомнительных (среди которых, например, атомная энергия). Именно они поощ­ряют наивный сциентизм, одновременно обнажая его обскурантизм. Этот обску­рантизм объясняется сознательным избеганием эпистемологии, то есть как раз того критического в основании знания, что присуще любой научной мысли, какой бы установившейся она не была.

Нам не следует пренебрегать условиями, которые позволили состоятся от­крытию Фрейда, среди которых та особая форма знания, которой является научное знание, возникшее из картезианского cogito. Как раз об этом и говорит текст Лакана «Наука и истина».
Разделы этого номера частично и под разными углами освещают текст Лакана. Они указывают на некоторые следствия из него и в точности отражают действительность этого текста для сегодняшней реальности, контекстуализируя и актуализируя его, поскольку именно такие задачи ставит перед собой журнал.

Впервые мы опубликуем ателье «Лакан в России», состоявшееся в Москве по предложению Жака-Алена Миллера и с его участием. Во время ателье всем тем, кто пожелал, была представлена возможность рассказать о том, что было ими выделено в опыте личного анализа, ставшее для них удивлением или же откровени­ем, о чем они смогли говорить со всей открытостью и деликатностью. Читатель сможет оценить по достоинству уникальность этой дисциплины высказывания, которая сохраняет чувствительность к сингулярности каждого из этих свиде­тельств и такту, который для этого требуется.

Раздел «Актуальная классика» предлагает к прочтению тексты, способные вызвать интерес у сегодняшнего читателя и по-новому отражающие то, на что нацелен текст Лакана, помещенный в номере. Они будут полезны каждому, исходя из его заинтересованности в проблемах, которые занимают практикующего пси­хоанализ, и которые, таким образом, формируют его образование, также проис­ходя из этой практики.
Рубрика «Опыты образования» призвана засвидетельствовать то внима­ние к каждой детали, которым характеризуются образовательные практики во Фрейдовом Поле.

Публикуемое в разделе «Психоаналитик. Художник» послужит иллюстраци­ей тезису, согласно которому художники обладают знанием о психоаналитичес­ком объекте маленькое а. В разной форме этот тезис присутствует как в тек­сте Мари-Элен Брусс, так и в интервью с Алексеем Германом Мл., которому мы очень признательны за эту беседу.
Последний текст номера предвозвещает ожидаемое в конце 2011 года появле­ние на книжных полках русского издания XX Семинара «Еще», которому и посвящен текст Франсуа Реньо, представляющий работу проделанную им с картелью Школы Фрейдова Дела; этот текст послужит живым и ясным введением в чтении Семинара.

Жюдит Миллер

Оглавление

Жюдит Миллер. Предисловие
Жак Лакан. Наука и Истина
Микель Бассоль. Не существует науки о реальном
Жиль Шатэнэ. Молчаливый мир науки

ПЕРВОЕ АТЕЛЬЕ «ЛАКАН В РОССИИ»

Введение
Инга Метревели. «Открытие бессознательного»
Александр Федчук. «Чашка чая»
Ирина Соболева. «Великолепные нелепости»
Наталья Гомоюнова. «Кто считает, что он знает — заблуждается»
Дарья Евсеева. «Лапочка-дочка»
Наталья Мезина. «Мерцание бессознательного»
Михаил Соболев. «Демонстрация обмана»
Александр Бронников. «Космос был так близок…»
Ирина Рымарь. «Выполнить план»
Михаил Страхов. «Под прикрытием»
Весела Банова. «Слишком тяжелый груз»
Заключение, посвященное институциональным вопросам

АКТУАЛЬНАЯ КЛАССИКА

Дональд Винникотт. Поведенческая терапия
Серж Коттэ. Желание аналитика
Бернард Синаев. Спор о фаллосе
Лив Бийет. Перенос во время Фрейда и сегодня

ПСИХОАНАЛИТИК. ХУДОЖНИК

Мари-Элен Брусс. От объекта к абъекту искусства в эпоху заката Прекрасного
Беседа с Алексеем Германом Мл. «Метод, который работает»

ОПЫТЫ ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ, УКРАИНЕ, БОЛГАРИИ

Марина Рымарь. «Мне легче, когда я страдаю»
Билиана Мечкулова. Уроки Куртиля
Инга Метревели. Ответ на материнское желание

ВСКОРЕ НА РУССКОМ

Франсуа Реньо. «Еще».