#НАСЛАЖДЕНИЕ
30 июл. 2018 г. Лес — Материя актуальной философии
Инга Метревели о наслаждении, означающем и регистре реального у Жака Лакана.
Сегодня мы поговорим о термине наслаждение, один из самых основных и главных терминов и понятий лакановского психоанализа. Термин «наслаждение», как в русском, так и во французском языках может быть в обыденной речи использован как синоним «удовольствия» и «удовлетворения». По-французски jouissance происходит от глагола jouir, и обозначает буквально «я испытала оргазм».
Однако в лакановской терминологии «наслаждение» скорее противоположно терминам «удовольствие» и «удовлетворение». Не правда ли, когда мы говорим об удовольствии или удовлетворении, мы, скорее, имеем ввиду такой сытый покой, умиротворение. Когда же мы говорим о наслаждении именно в лакановском смысле этого слова, то это скорее такое состояние, в котором нам покой только снится.
И как можно помыслить понятие «наслаждение» в теории Лакана? Его можно помыслить, отталкиваясь от понятия «означающего», вроде бы противоположного понятию «наслаждение». В двадцатом семинаре, в семинаре «Encore», переведённого на русский язык как «Ещё», Лакан будет говорить о другом удовлетворении: он скажет об этом так, что все потребности живого организма, говорящего существа, человеческого существа, заражены фактом включенности в другое удовлетворение, в котором они могут ослабевать.
Чтобы привести пример, можно подумать об анорексии; довольно яркий пример, в котором мы видим, что потребности человека, мягко говоря, вторичны по отношению к некой другой цели, другому удовлетворению, и действительно, человек перестаёт есть, перестаёт удовлетворять свои биологические потребности во имя какой-то другой цели, во имя другого удовлетворения. И с этим другим удовлетворением или наслаждением мы сталкиваемся как с таким продуктом или, скорее, эффектом внедрения означающего в живой организм.
То есть с того момента, как ребёнок начинает говорить, у живого организма происходит потеря, потеря которую невозможно символизировать. Что это значит? Это значит, что символическим уровнем, регистром невозможно ухватить то живое, которое теряется при говорении, при использовании языка. Можно даже сказать о том, что сам факт говорения, использования речи, слов для того, чтобы обозначить то или иное событие, назвать вещи своими именами, имеет то, что называется в психоаналитике эффектом кастрации для говорящего существа. То есть каждый раз, когда я что-то говорю, я что-то теряю.
Так вот, наслаждение — это, собственно, остаток вот этой символической операции говорения, операции по убийству вещи, можно сказать. Т. е. означающее влияет на тело, и вот это влияние, остаток его, невозможно игнорировать. Можно сказать, что мы не можем быть буквально роботами, социально вписанными в общественные рамки без каких-либо, то что называется, симптомов. Мы видим, что с рождения является частью любого человеческого симптома.
Но надо оговориться, что наслаждение в теории Лакана не всегда имело статус такого раздражающего избытка. Лакан скажет об этом наслаждении как о чем-то, о чем «не надо бы».
Значит, в самом начале учения Лакана, в его первых семинарах, наслаждение относилось к регистру воображаемого. Напомню, что в самом начале своего учения у Лакана присутствуют эти три регистра: воображаемое, символическое и реальное, — вплоть до самого его позднего учения. Однако же, у первого Лакана символическое довлеет над воображаемым и реальным. Что это значит? Это значит, что по мнению первого Лакана, по идее, по верованию первого Лакана, символическими структурами можно ухватить все бытие человека. Т. е., если у Фрейда, там, где было воображаемое — оно должно стать Я, то у Лакана получается, — там, где было воображаемое, должно стать символическое. Т. е. есть такая вера в всемогущество символического.
Например, анализируя случай Шребера, знаменитый случай психоза, Лакан располагает в своей знаменитой схеме I, его наслаждение, — транссексуальное наслаждение, как он скажет, — Лакан располагает его на стороне воображаемого. И только лишь преодолев свою веру в могущество символического, Лакану удаётся вывести наслаждение из воображаемого регистра и говорить о трёх равнозначных регистрах — воображаемое, реальное и символическое.
Схема I
Оговорюсь также, когда мы говорим реальное, речь не идёт о реальности, то есть это не та реальность, которая нас окружает, — для всех понятная, очевидная, правдивая. То есть речь идёт о реальном как от третьем регистре, как не символическое и не воображаемое.
Это значит, что его невозможно представить, потому что в таком случае мы оказываемся в регистре воображаемого, и мы не можем его помыслить, описать, потому что в таком случае мы тут же попадаем в символический регистр.
Это действительно радикально особый регистр психического человека. И как мы можем получить к ним доступ? Только с ним буквально столкнувшись, Лакан скажет о том, что это — как когда мы ударяемся головой об дверной косяк, — это всегда неожиданная встреча и примером тому может служить травма.
Что такое травма? Человек сталкивается с чем-то неожиданным, что прорывает весь символический аппарат, всю символическую конструкцию, которую он выстроил вокруг того мира, в котором он живёт, в этом мире, воображаемом, символическом прорывается брешь, вызванная вот этим реальным.
Что удивительно, что вот это страшное событие, с которым человек сталкивается, почему-то так случается, что оно начинает повторяться, оно повторяется во снах, навязчивых воспоминаниях, то, что называется флешбеками, — то, что мы называем посттравматический эффект.
Удивительно, действительно, можно задать вопрос: почему человек постоянно подвергается наплыву жутких воспоминаний, хотя они жутко болезненные; почему продолжает переживать эту ситуацию во сне, воспоминаниях и т.д.
То, что возвращает человека в эту ситуацию, то, что является мотором этого повторения, — это и есть наслаждение. Есть что-то в ситуации травмы, что символическое пытается схватить, что воображаемое пытается покрыть вуалью, завесой мифа, но есть что-то, что этому сопротивляется, некий излишек. Собственно, об этом излишке Лакан скажет как о наслаждении.
То есть наслаждение является ядром травматического события и его мотором. И более поздний Лакан будет говорить о том, что любой симптом человеческого существа, ядром этого существа является вот этот остаток, вот это наслаждение. Здесь можно говорить о симптомах более-менее жизнеспособных, вписанных в социальный контекст, таких как артистическая деятельность, или трудоголизм, или занятие спортом; все зависит от того, в какой точке человек останавливается, не захватывают ли его эти занятия целиком. Т. е. можно говорить о симптомах, вписанных в социальный контекст, мотором которых также является наслаждение, но наслаждение, скажем так, цивилизованное.
Однако есть другие симптомы, такие симптомы, как токсикомания и алкоголизм, или уже выше описанная анорексия, в которых наслаждение затапливает субъекта настолько, что лишает его символических и воображаемых конструкций и может довести до предела, и пределом вот такого затапливающего наслаждения является его полное отсутствие, т. е. смерть. Есть риск довести человека до смертельного финала.
Однако главным всеобщим симптомом человечества, в которой наслаждение играет самую главную роль, это отношения между мужчиной и женщиной, отношения между партнёрами. Здесь достаточно вспомнить один из главных постулатов, тезисов Лакана о том, что сексуальные связи не существуют. Опять же оговорюсь, речь именно о связи, а не об отношениях или сексуальном акте, которые вполне себе встречаются.
Сексуальная связь означает, что невозможно записать отношения между двумя разными элементами: мужчину как x, женщину как y, или наоборот, — связь между ними записать невозможно, т. е., ещё раз, говоря простым языком, — не существует формулы, которая бы описала отношения между партнёрами. И вот с этой дырой, — отсутствием сексуальной связи, что, по сути, приравнено Лаканом к реальному, — с этой дырой всем приходится иметь дело.
Несмотря на видимость возможной слитности, целостности, которая существует в паре, оказывается так, что единственное наслаждение, с которым партнёр имеет дело в отношениях со своим партнёром, со своей партнёршей, — это его собственное наслаждение. Т. е. цифра 1 единством быть не может, — всегда речь идёт о двух элементах, которые наслаждаются будучи вместе. Можно сказать об этом иначе: можно наслаждаться с помощью партнёра, но невозможно наслаждаться вместе с ним. Наслаждение не то, чем можно поделиться. Наслаждение у каждого своё.
И чтобы не быть совсем пессимистами в этом отношении, надо оговориться, что есть такие моменты, когда невозможность записи приостанавливается, и вдруг происходит что-то, что позволяет этой связи хотя бы ненадолго установиться. И здесь психоанализ выступает скорее с такой поэтической стороны, когда мы говорим о точке остановки в паре, когда собственное единичное наслаждение переходит во что-то другое и связь может установиться; это момент, когда мы говорим о любви.
Генеральный директор — Алексей Бородкин
Главный редактор — Елена Петровская
Креативный директор — Антон Вольтман
Оригинал: http://les.academy/jouissance-metreveli