Симптом в "Лекциях по введению в психоанализ" Фрейда: в сторону влечения к смерти
Глеб Напреенко. Институт свободных искусств ММУ (Московского международного университета). 8 апреля 2019
Речь шла о Лекциях по введению в психоанализ как одной из вех, на которой Фрейд пытается разрешить загадку симптома — ту загадку, с сопротивлением которой он сталкивался на протяжении всей своей работы. Фрейд констатирует, что в симптоме есть нечто, не сводимое лишь к эффекту внешней травмы, и пытается понять его в разных терминах, стремясь развести две стороны, поддерживающие, детерминирующие симптом. В лекциях по введению Фрейд проводит несколько таких разделений: внешне-вынужденный и внутренне-вынужденный отказ, врожденные и случайные факторы, вытесняющее и вытесняемое, влечения сексуальные и влечения Я… В том числе, Фрейд декларирует попытку развести в образовании симптома вытеснение, процесс по отношению к бессознательному, и регрессию, то, что происходит с либидо. Однако далее Фрейд себе противоречит: вводя понятие «психической реальности» , реальности фантазии, которая вытеснена, он говорит, что она одновременно строится вокруг фиксации либидо и сохраняет ее в своей сердцевине. В этом звучат идеи Фрейда, высказанные им ранее (и о которых он не упоминает в Лекциях), например, в статье «Вытеснение», где Фрейд связывает фиксацию либидо с первовытесненным: это точка, где означающее смыкается с либидо. Но недаром и в Лекциях само использование слова «фиксация» звучит у Фрейда двусмысленно: фиксация на травме и фиксация либидо. Все эти противоречия вскоре после Лекций приведут Фрейда к введению понятия влечения к смерти, которое укажет, что наслаждение в симптоме находится с двух сторон: не только со стороны того, от чего отказываются, но и со стороны запрета — наслаждение может состоять в том, чтобы поступаться своим удовольствием, что наиболее очевидно в обсессивном симптоме. Можно даже сказать, что это две стороны одного и того же, и потому попытка разделить и не смешивать внешнее и внутреннее в психоанализе обречена на провал: они переплетены, как стороны ленты Мебиуса. Здесь можно увидеть то, что звучало раньше в двуликости отца из «Тотема и табу»: отца безгранично наслаждающегося и отца мертвого, становящегося источником ограничения и закона. Недаром в центре симптома Фрейд помещает именно отказ — отказ, возникающий при столкновении с новым способом удовлетворения либидо. Этот отказ, родственный отцовскому «нет» — в корне того компромисса, который составляет суть невротического симптома и вообще — невроза. Компромисс оказывается способом бытия невротика.