Предисловие
Выполняя своё обещание, данное в третьем номере Международного психоаналитического журнала, мы предлагаем вашему вниманию статью Жака Лакана из «Других текстов», впервые опубликованную в 1968 году в первом номере журнала Фрейдова поля«Scilicet». «Предложение от 9 октября 1967 года о психоаналитике школы» выходит из-под пера Лакана четырнадцатью годами позже его разрыва с Международной психоаналитической ассоциацией и спустя три года после основания Французской психоаналитической школы. Вопрос об образовании аналитика, занимающий Лакана на всем протяжении его учения, получает в этой статье особый статус, связанный с новой формулировкой самой позиции практикующего аналитика: «Психоаналитику даёт право заниматься анализом лишь он сам» («le psychanalyste ne s’autorise que de lui-même»). Стоит поостеречься от буквального понимания этой фразы, будто каждый желающий называться «психоаналитиком» может заняться клинической практикой; речь здесь идёт об этической позиции аналитика, напрямую связанной с его желанием. Именно это желание аналитика, которое может заявить о себе для самого субъекта в своей неочевидности только в процессе личного анализа, и является главным критерием для Школы, в ряды которой может вступить аналитик. Задаваясь вопросом о завершении анализа, Лакан приходит к идее «перехода» (passe): «Переход анализирующего в аналитика осуществляется через дверь, для которой остаток, которым обусловлено раздвоение между ними, служит петлёй: ведь раздвоение — это и есть то самое раздвоение субъекта, которому остаток этот служит причиной». Проходить через эту дверь претенденту предлагается в сопровождении так называемой комиссии, состоящей из аналитиков, которые этот переход совершили совсем недавно и остаются связанными с этим опытом, свидетельством о котором они делятся в своих выступлениях и публикациях. «Переход» — изобретение Лакана, послужившее причиной раскола школы и ухода некоторых его учеников — остаётся для Всемирной психоаналитической ассоциации (АМР) единственной процедурой, позволяющей аналитику засвидетельствовать окончание своего анализа. Мы обязательно опубликуем в следующих выпусках нашего журнала одно из таких свидетельств.
В рубрике «Лакановская ориентация» мы печатаем, с любезного согласия автора, одно из фундаментальных выступлений Жака-Алена Миллера, опубликованное в 1999 году в журнале«Cause Freudienne» No43. Статья «Шесть парадигм наслаждения» (в этом номере мы публикуем её первую часть) позволит читателю проследить развитие этого важнейшего концепта учения Лакана от его воображаемого статуса в 50-х годах до формулировки наслаждения как реального в 70-х. От психотика до религиозного мистика, от Шребера до Терезы Д’Авилы, от «транссексуального наслаждения» до «другого наслаждения», этот концепт всегда занимал важное место в лакановском исследовании структурной организации субъекта. И всё же нам представляется очень важным, чтобы читатель, воспользовавшись статьёй Миллера как своеобразным компасом, смог сам разглядеть поворотные точки в исследовании Лаканом статуса наслаждения на протяжении всего его учения. Это позволит ему заметить неоспоримую связь между периодом Лакана-структуралиста и тем, что считается «последним учением Лакана», один из центральных текстов которого — двадцатый семинар «Ещё…» («Encore»), опубликованный на русском в 2013 году.
Тема наслаждения будет также представлена в рубрике «Психоанализ и искусство». В этом номере мы имеем честь опубликовать статью Александра Черноглазова «Женское наслаждение». На примере трех ренессансных картин автор задаётся вопросом о том самом загадочном женском наслаждении, наслаждении «не всём», о котором женщины могут только молчать. Анализ картин даёт новое видение «женского», как и само творчество позволяет выразить нечто, что неподвластно означающему.
В постоянной рубрике «Ателье Лакан в России» мы представляем выступления трех докладчиков. Это Ателье 2013 года под названием «Ребёнок и его симптомы» было ознаменовано присутствием Жака-Алена Миллера, пожелавшего во второй раз принять участие в работе Ателье. За каждым из трёх опубликованных случаев вместе с вопросами из зала следуют комментарии Миллера, позволяющие не только пролить свет на тонкости детского психоанализа, но и задаться вопросами об аналитической позиции каждого из выступавших.
Отдельной рубрикой представлены две работы, объединённые ориентацией на топологию, интерес к которой возникает у Лакана ближе к 1970-м годам в попытке представить субъекта с помощью пространственных отношений между элементами, примером которых являются знаменитые «узлы» и «борромеевы кольца».
В рубрике «Психоанализ в учреждении» читатель познакомится с докладами русских коллег на психоаналитических конгрессах 2013 и 2014 годов и с отчётом о стажировке в одном из клинических учреждений Парижа. Мы желаем нашему читателю внимательного и аналитического чтения и благодарим его за личный интерес к развитию психоаналитического движения лакановской ориентации в России.
Инга Метревели
Оглавление
Инга Метревели. Предисловие
СТАТЬИ ЖАКА ЛАКАНА
Жак Лакан. Предложение об аналитике школы
ЛАКАНОВСКАЯ ОРИЕНТАЦИЯ
Жак-Ален Миллер. 6 парадигм наслаждения (часть 1)
ЧЕТВЕРТОЕ АТЕЛЬЕ «ЛАКАН В РОССИИ»
Даниель Руа. Введение
Александр Бронников. Мальчик и роботы
Александр Федчук. Шахматист
Михаил Страхов. До свидания, Маленький поезд!
ПСИХОАНАЛИЗ В УЧРЕЖДЕНИИ
Юля Ахтямова. Квартира в Москве
Александр Федчук. Женщина, которая счастлива
Инга Метревели. Когда реальное встречается с наукой
ТОПОЛОГИЯ
Александр Бронников. Die Bedeutung des Möbius
Александр Бронников, Ольга Зайцева. Письмо Флиссу No22222
ПСИХОАНАЛИЗ И ИСКУССТВО
Александр Черноглазов. Наслаждение женщины.